Что писали о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России до 1917 года. Вступление. За последние 10 -- 15 лет о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней опубликованы десятки статей, очерков и заметок; рассказы о Святых последних дней часто фигурируют в книгах, теле- и радиопередачах. При этом суждения о природе этой религиозной организации, ее вероучении, обрядах и жизненном укладе ее приверженцев базируются исключительно на зарубежных источниках, авторство которых принадлежит главным образом протестантским фундаменталистам. Однако и отечественные религиоведы, исследующие деятельность новых религиозных движений, предпочитают писать о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней так, как будто до них в России никто никогда и слыхом не слыхал об этой религиозной организации. Это замечание относится и к авторам публикаций, описывающих, по их утверждению, зарождение, вероучительную доктрину, обрядовую практику и современное состояние Церкви Иисуса Христа Святых последних дней с позиций богословия русского православия. Однако во всех без исключения такого рода публикациях игнорируется опыт ее (Церкви) восприятия различными кругами России до 1917 года, включая Русскую Православную церковь, ключевых аспектов, касающихся природы, возникновения и быта верующих, именующих себя Святыми последних дней [1]. Содержание многих материалов, в том числе тех, авторы которых весьма враждебно относятся к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, давало возможность читателям самим составить суждение о новой религиозной организации, возникшей в первой половине ХIХ века в далекой Северной Америке. Важно и другое: радикально расходясь с вероучением мормонов, некоторые православные авторы основной акцент в своей полемике делают на выявление различий в догматике и обрядах православия и Святых последних дней. При этом не ставятся под сомнение нравственные качества рядовых верующих; отмечается их трудолюбие и упорство в обустройстве своей жизни в пустынной глуши. Критические же и уничижительные оценки относились главным образом к многоженству, которое хотя и было отменено высшими инстанциями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в конце ХIХ века, однако и в некоторых публикациях начала ХХ века полигамию продолжали осуждать не только как реально существующую, но и образующую характерную черту быта Святых последних дней [2]. Общая характеристика публикаций Формированию достоверных и своевременных представлений о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней мешало отсутствие устойчивых и плодотворных контактов России с Соединенными Штатами Америки, а также cкудность и отрывочность сведений об этой недавно возникшей религиозной организации. Это сказывалось и в бросающемся в глаза разнобое в написании имен и фамилий основателя, а также видных представителей этой организации. Так, фамилия Смит иногда писали "Смитс", Бригам Янг - в одних случаях Брайем Янг, а в других Юнг и даже Йонг. Город Юта чаще всего называли Ута. Учитывая трудности своевременного получения сведений о возникшей и действующей в Соединенных Штатах Америки религиозной организации, в то же время следует признать довольно оперативными отклики в авторитетных русских изданиях о Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Уже в 1857 году в "Отечественных записках" [ежемесячном либерально-демократическом журнале] появляется статья "История, быт и нравы мормонов", из которой читатели могли получить сведения об основателе новой "американской религии", непростой истории ее становления, о вероучении и обрядах Святых последних дней. В соответствии с общей направленностью журнала автор ставил перед собой прежде всего информационно-познавательные, а не обличительные задачи. Два года спустя популярное издание "Библиотека для чтения" помещает публикацию Н. Н. Краснова "Секта мормонов", но она уже написана с резко критических позиций [3]. Опубликованные в дореволюционной России материалы о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней позволили читателям получить представление о зарождении этой религиозной организации, личности ее основателя, вероучении, основных обрядах, организационном строении, отношениях с внешним миром. Различия главным образом состоят в обличительно-критическом или нейтрально-информационном настрое авторов, их повышенном интересе к тому или иному аспекту вероучительной доктрины или обрядовой практики мормонов. Содержание публикаций о мормонах в "толстых журналах", придерживавшихся различных, в том числе и прямо противоположных общественно-политических ориентаций, отражалось как на общей оценке Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, так и на многих конкретных аспектах ее учения и деятельности. Начиная с середины ХIХ века, сведения о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней публиковались практически во всех российских справочно-библиографических изданиях. Помещаемые в них материалы отличались как объемом, так и конфессионально-мировоззренческой направленностью. Некоторые представляют собой небольшие статьи, кратко излагающие основные сведения о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, другие ["Энциклопедический словарь под редакцией Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона"] содержат подробные описания и оценки главных аспектов вероучения и обрядов этой религиозной организации. В большей части статей авторы не указываются; в то же время как в "старом", так и в новом "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона" публикации о "мормонах и мормонизме" подписаны весьма авторитетными авторами: в первом случае русским православным философом В. С. Соловьевым, во втором историком и социологом М. М. Ковалевским. Другим источником сведений о природе и вероучении возникшей в Соединенных Штатах Америки религиозной организации стали публикации православных сектоведов, обычно написанные в гиперкритическом ключе и сочетавшие изложение становления, вероучения и обрядов Святых последних дней и образа их жизни с резко негативными оценками и обличениями всего этого как ереси, несовместимой с православием [4]. Эти суждения православных сектоведов о мормонах доводились до сведения церковных структур разного уровня, в том числе и духовных учебных заведений. Сведения о происхождении, вероучении и обрядах Святых последних дней и их оценка публиковались в справочных изданиях Русской Православной Церкви, адресованных как массовому читателю, так и духовенству. В 1892 году преподавателем харьковской духовной семинарии А.С. Булгаковым (однофамильцем известного религиозного философа), получившим образование в московской духовной семинарии, а затем в академии, была издана "Настольная книга для священно-церковно-служителей. Православие. Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы. Ереси. Секты, противные христианству и православному учению. Западные христианские вероисповедания" [5]. Самим С. В. Булгаковым написаны лишь несколько статей, большую часть же содержания составляют публикации, собранные из разных изданий и написанные главным образом православными авторами. "Настольная книга" пользовалась большим спросом среди православных священнослужителей, в связи с чем в 1898-1900 и 1913 годах были напечатаны ее дополнительные тиражи. В 1994 году выходит в свет факсимильное издание "Настольной книги", в предисловии к которому выражается надежда на то, что "настоящее издание вызовет интерес читателя, расширит его представление о других религиозных течениях" [6]. Половину содержания издания занимает раздел "Расколы, ереси, секты и проч.", снабженный поясняющим подзаголовком -- "Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах и проч.". В алфавитном порядке в "Настольной книге" кратко характеризуются учения и деятельность свыше 200 религиозных организаций. Наряду с этим даются сведения о философско-политических течениях, противоположных православию и христианству в целом. В такой список попадают атеизм, дарвинизм, индифферентизм, космополитизм, масонство, материализм, социализм и другие течения. Руководствуясь соображениями сугубо практического, и прежде всего миссионерского характера, составитель "Настольной книги", кроме сведений об "американских мормонах", существование которых в Российской империи тогда не было замечено, помещает более обширный по объему материал о "самарских мормонах". Из него явствует, что под таким наименованием в сороковых годах ХIХ столетия эта секта появилась в Бузулукском уезде Самарской губернии. Признается, что "мормонами" эта религиозная группа стала называться по причине допущения среди ее последователей многоженства и поддержания воздержанного, трезвого образа жизни [7]. Подобным же образом построено изложение статьи о мормонах и у видного православного сектоведа Т. И. Буткевича. Об "американских мормонах" он сообщает лишь самые общие сведения, в то время как в рассказе о "русской версии веры мормонов" содержится много любопытного. Правда, уже в самом начале своего рассказа видный православный сектовед прямо заявляет о том, что сектанты, появившиеся в Самарской губернии и других местах, "по-видимому с американскими мормонами мало имеют общего" [8]. По заключению Т. И. Буткевича, "самарские мормоны" представляют собой довольно странную смесь различных сектантских верований. "Основателем этой секты был беглый крестьянин, скрывавшийся от солдатчины на Кавказе, житель с. Александрова Гая Иван Григорьев сын Каныгин, выдававший себя за американского подданного" [9]. Усилия миссионеров и священноначалия, по всей видимости, не привели к ожидаемым результатам. "Мормонская вера" в русском обличье распространялась и за пределами волжских городов и деревень; ее последователи появились в населенных пунктах юга России. В 1904 году в Самаре издаются Беседы о так называемой "мормонской вере", автор которых (по неуказанным причинам) предпочел подписаться псевдонимом "С.М.М.". Книга, насчитывающая без малого 200 страниц, была допущена к изданию церковной цензурой и представляет собой методическое пособие для духовенства, которому, вступая в контакты с "русскими мормонами", следовало знать основы их веры. Реализуя такую задачу, автор "Бесед" показывает несостоятельность и пагубность главных вероучительных установок и обрядовых практик тех, кого он относит к "русским мормонам" [10]. В отличие от С. В. Булгакова и Т. И. Буткевича "C.М.М." даже не упоминает о какой бы то ни было связи вероучения и быта "самарских мормонов" с "мормонами американскими". Более того, укоренившаяся этимология термина "мормон", обозначающая последователей вполне конкретного религиозного течения, автором игнорируется а данный термин используется как сводное понятие для определения различных групп, причисляемых православными сектоведами к хлыстам. Следуя собственной методологии и классификации религиозных сект, автор рассматриваемой книги считает "мормонскую веру" "ближайшей отраслью "хлыстовщины", ее родной дщерью, сходною с матерью во всех существенных чертах [11]. В сущности, слово "мормон", равно как и производное от него "мормонская вера", введены в терминологический оборот православных миссионеров для обозначения религиозных групп, отличавшихся своим вероучением и обрядами от "классических хлыстов". И поскольку в некоторых таких группах было найдено сходство с мормонами (многоженство, трезвый образ жизни), то их стали (вначале, по-видимому, местное духовенство) именовать "мормонами". Таким образом, от изначального смыслового значения термина "мормон" берутся два-три признака, а по своему сущностному функциональному назначению данный термин ставится в один ряд с названиями религиозных группа ("хлыстов"), которые в дореволюционной России светскими и церковными властями считались наиболее одиозными и опасными. Правда, различия между "мормонской верой" и вероучением хлыстов все же проводились , однако они считались настольно незначительными, "что нужно долго и внимательно всматриваться в физиономию секты, чтобы уловить эти различия" [12]. В "Беседах о мормонской вере" перечисляются три таких различия. В первом из них отмечается приверженность в более слабой степени, как у хлыстовщины, "самарских мормонов" к самообожению и в то же время у последних наблюдается большее пристрастие к лжепророчеству. Другое различие проявляется в отказе "мормонства, отгородившегося от хлыстовщины", от изнурения плоти, отношения к мясу, как к скверне, мертвому трупу. Третье отличие состоит в отсутствии у мормонов характерного для хлыстов "свального греха". "Все прочее у хлыстов и мормонов общее" -- к такому выводу приходит автор "Бесед". Природа Церкви Иисуса Святых последних дней, ее возникновение и становление В большинстве публикаций православных и светских авторов Церковь Иисуса Христа Святых последних дней причисляется к организациям сектантского толка. Возникший во времена Реформации термин "секта" впоследствии стал широко применяться в Европе в типологизации религиозных образований, главным образом в противопоставлении еретических верований истинному учению Римско-католической церкви. В середине Х1Х века данный термин начинает укореняться в лексике православного богословия и особенно активно используется миссионерами в противоборстве с существовавшими в России многочисленными религиозными объединениями, именуемыми сектами. При этом многие писавшие о сектантстве считали смысл термина "секта" настолько ясным и понятным, что полагали излишним вдаваться в обсуждение содержания данной дефиниции, полагая своей главной и основной задачей обличение вероучения и обрядовой практики религиозных сект. Подобная методология и лексика доминировали в антисектантских публикациях, выражавших позицию Русской Православной церкви и правительственных кругов. Их авторами термину "секта" (русской кальке с латинского "secta") -- придавалось отрицательное смысловое значение. Под сектами понимались религиозные группы, последователи которых отпали от истинной церкви и своими заблуждениями подрывают не только устои веры, но и основы государственного строя. В середине ХIХ века секты начинают классифицировать в зависимости от степени их опасности для господствующей церкви и существующего строя; в соответствии с этими критериями устанавливались и мера наказания за принадлежность к сектантским объединениям. Термин "секта" применялся при описании религиозных меньшинств и в публикациях авторов, принадлежавших к либерально-демократическим кругам; одни из них, хотя и считали себя православными, в то же время отвергали притеснения последователей религиозных образований, причисляемых к разряду сектантских. Во второй половине ХIХ века в рамках богословия Русской Православной церкви начинает оформляться специальная дисциплина -- "сектоведение", предмет которой трактовался весьма широко, фактически охватывая не только изучение и обличение собственно сект, но также и "раскола", масонства и даже ордена иезуитов [13]. В то же время в публикациях видных православных сектоведов тщательному анализу [нередко с привлечением обширного фактического материала] подвергается как сам феномен религиозного сектантства, так и категориальный аппарат, использующийся в описании этого феномена в целом и его конкретных разновидностей. Наряду с перечислением устойчивых признаков секты c позиций православной историографии прослеживается возникновение разнообразных сектантских групп, характеризуется их вероучение, обрядовая практика и социально- этические программы. При этом в поле зрения православных сектоведов попадают секты, получившие распространение в Российской империи и за ее пределами, в том числе и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [14] В выдержавшем несколько изданий объемистом монографическом исследовании профессора Т.И. Буткевича "Обзор русских сект и их толков" уточняется содержание понятия "секта", говорится об употреблении этого термина у древних римских писателей, сложности его восприятия и применения в православии. Напоминается, например, о том, что "секта" (secta) -- слово латинское, и у древних писателей [Цицерона, Плиния, Тацита и других] оно употреблялось при описании философского метода, правила, школы, учения, отделившихся от общепринятого мировоззрения, приемов, правил и господствующего философского учения. Кто не мыслил так, как мыслили все, того и называли сектантом. В этом смысле и Плиний Младший говорит о "секте христиан", появившихся в его время среди иудеев" [15]. По признанию профессора Буткевича, термин "секта" не встречается ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях первых трех вселенских соборов, равно как и в трудах отцов Церкви. Василий Великий говорит о "трех видах отпадения от союза с Православной Церковью, но называет их ересью, расколом и самочинным сборищем" [16]. Православный сектовед относит появление понятия "секта" к средневековью, когда этим словом в католической богословской литературе начинают обозначать религиозные общины, отделившиеся от союза с католической церковью вследствие искажения ее вероучения. "В этом смысле слово 'секта'" переносится и к нам нашими южно-русскими богословами, получившими свое научное образование в католических школах" [17]. Отнюдь не только для историков религии имеют значение суждения Т. И. Буткевича о причинах распространения сект. Применяемая им методология анализа природы феномена сект, факторов и обстоятельств, его порождающих и воспроизводящих, в своих существенных положениях перекликается с некоторыми современными отечественными и зарубежными публикациями антисектантской направленности. При общности методологии в работах протестантских авторов термин "секта" нередко заменяется термином "культ"; подобная замена осуществляется по соображениям вполне прагматического свойства: ведь многие протестантские течения [баптизм, пятидесятничество, адвентизм и т. д.] сами причисляются католичеством и православием к сектам [18]. Православный сектовед выявляет и рассматривает не менее десятка причин возникновения и существования сектанства -- от коренящихся в ошибочном понимании Божественного Откровения -- до изъянов психического и нравственного состояния человека. Главным же виновником сектанства называется дьявол, отвергающий людей от Бога и старающийся "разрушить их союз с Ним" [19]. В качестве конкретных причин появления и функционирования сектантских образований значатся "неблагоразумная ревность человека о своем спасении", "гордость и высокомерие, повергающие иногда даже аскетов в так называемую "духовную прелесть" [20]. В обоснование существования названных причин появления сектантских объединений приводятся ссылки на обстоятельства возникновения протестантских объединений в России и других странах, а также таких разновидностей "русских сект", как хлысты, скопцы, духоборы, шалопуты. Рассмотрение причин появления и существования сектантских объединений Т. И. Буткевич завершает выводом о том, что с психологической точки зрения "все виды сектантства суть не что иное, как патологическое, ненормальное, греховное проявление ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека" [21]. Таким образом, появление сект -- это своего рода "духовно-религиозный вывих", аномалия, опасный сбой с правильного пути. Авторы подобной методологии трактовки природы сект не оставляют без внимания взгляды исследователей, не придерживающихся одномерно негативных оценок религиозного сектантства. Т.И. Буткевич выявляет довольно внушительные группы, состоящих из враждебно настроенных к Православной церкви писателей и неверующих интеллигентов, которые с симпатией относятся к сектантству, смотрят на него как "на явление отрадное и прогрессивное, как на свободный порыв к свету, как на стремление к разумной христианской добродетели и устроение под его началом частной, семейной и общественной жизни; а причины его происхождения полагают в том, что в наше культурное и просвещенное время уже нельзя будто бы удовлетворить возвышенные запросы духа и религиозного самосознания в Церкви -- учреждении средневекового византизма, застывшем уже давно в своем движении, отсталом, безжизненном, мертвом" [22]. Сектанты, по их мнению, -- люди передовые, мыслящие, бескорыстно ищущие правду жизни и желающие уяснить для себя истинный смысл своего бытия, цель своего существования. В группе благожелательно относящихся к сектантам оказываются "даже церковные писатели, представители богословской науки в духовных академиях, которые признают русское сектантство 'самородным, самобытным'", самостоятельным выражением духовной жизни русского народа. Другие называют причинами происхождения сектантства "печально сложившиеся исторические обстоятельства", "тяжелое положение нашего простолюдина", даже "недостаток свободы в жизни гражданской" и, наконец, "неудовлетворительность форм, которые предлагаются Православной церковью" [23]. Доводы о присутствии в вероучении и обрядах сект каких бы то ни было позитивных черт православным сектоведом решительно и последовательно отвергаются как не соответствующие действительности и тенденциозные. По словам Т. И. Буткевича, не может быть и речи о самобытности русского сектантства, поскольку в нем все чужое, заимствованное из зарубежных религиозных и философских учений. В целом же в сектантстве преобладают "только отрицательные черты" [24]. Что же касается наличия положительных черт в учении сект всех видов и наименований, то, если таковые и имеются, выражены они настолько скудно, неоригинально и поверхностно, что "сами сектанты не дерзают раскрывать их… в своих собеседованиях с православными миссионерами, благоразумно стараясь скрывать это от посторонней критики и предпочитая ограничиваться своими отрицаниями и нападками на учение и обряды Православной Церкви" [25]. Подобные изъяны обнаруживаются у некоторых сект, в последнее время называющих себя "евангельскими христианами" или "евангеликами" и утверждающими, будто "их вероучение основывается на только на одном Св. Писании, ибо предания они не признают. Интеллигентные покровители сектанства поверили этому и начали восхвалять всех сектантов как единственно истинных христиан, во всей чистоте и неповрежденности исповедующих учение Христа" [26]. Все охарактеризованные сущностные характеристики сект распространялись и на Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, несмотря на то, она возникла сравнительно недавно в далекой Америке и об истории ее появления, вероучении и обрядах было известно весьма ограниченному кругу лиц. В то же время изучение сектантства (русского и зарубежного) осуществляется и исследователями, взгляды которых на данный феномен либо не совпадали со взглядами православных сектоведов, либо полностью им противоречили. Важно при этом иметь в виду, что обе приведенные группы исследователей принимали термин "секта", как обозначающий определенный тип религиозной организации, хотя и не вкладывали в него уничижительное, оскорбительное содержание. Публикации светских сектоведов отличались не только стремлением понять причины, порождающие религиозное сектантство, но солидным и разнообразным фактическим материалом, значительной частью которого были записи бесед с последователями десятков сектантских образований [27] Среди некоторых православных сектоведов предпринимались попытки расширить границы изучения феномена сектантства, выйти за рамки узкоконфессионального подхода, обосновать статус сектоведения как научной дисциплины [28], но они не получили своего развития под влиянием внешних или внутренних факторов. Все без исключения авторы, оценивающие Церковь Иисуса Христа Святых последних дней с позиций православного богословия, относят данную религиозную организацию к сектам. Различия проявляются лишь в определении типа секты, к которому причисляются Святые последних дней. Так, В. С. Соловьев именует мормонов полуязыческой сектой [29]. Упоминавшийся православный сектовед Т. И. Буткевич относит Церковь Иисуса Христа Святых последних дней к "секте неразвившейся" [30]. Если другие типы сект [такие, как "мистические"] наделяются конкретными и узнаваемыми отличительными признаками, то об особенностях "недоразвившихся сект" ничего не сообщается. Кроме мормонов, к данному типу сект причисляются "новоявленные богомилы" и "сютаевцы". И хотя в отличие от объединений Святых последних дней русская версия богомилов и учение тверского крестьянина Василия Сютаева возникли на российской почве, Т. И. Буткевич находит у них общие черты, присущие "недоразвившимся сектам". Методология и форма изложения сведений о "недоразвившихся сектах" позволяют сделать вывод о том, что скорее всего под рассматриваемым типом религиозных образований подразумеваются секты, у которых вероучение, обряды и модели взаимоотношений с миром либо находятся еще на стадии поиска приемлемых форм, либо они [под влиянием внешних или внутренних факторов] еще не получили своего развития получили своего развития. Русские авторы в большинстве своем рассматривали возникновение Церкви Иисуса Христа Святых последних дней преимущественно через призму биографии ее основателя, лишь вскользь касаясь духовно-религиозной обстановки времени зарождения вероучения и церкви мормонов. По разным причинам авторы публикаций о мормонах влияние социально-духовного контекста Северной Америки первой половины ХIХ века на зарождение веры мормонов не считали существенным для понимания природы возникшего религиозного течения. При этом некоторые из них полностью разделяли утвердившиеся тогда суждения о возникновении новых религиозных образований вследствие гордыни и высокомерия их основателей, и поэтому не видели необходимости обсуждать иные факторы, способствовавшие зарождению еще одного "еретического учения", тем более в далекой Америке; в распоряжении других, настроенных на максимально объективное и полное освещение истории возникновения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, не было необходимых достоверных источников. Многие публикации в дореволюционной России о Святых последних дней оценивают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней на стадии формирования ее организационного строения, поиска оптимальной модели взаимоотношений с федеральным и местными властями Соединенных Штатов Америки и за рубежом. Столь же далек от завершения был и процесс нахождения эффективных способов и механизмов миссионерской деятельности, имеющих в наши дни законченные и сложившиеся формы. Критические стрелы большей части печатных материалов были направлены прежде всего на практику многоженства, при этом полигамия (как отличительная особенность устройства быта) обличалась и после того, как высшее руководство мормонов решило отказаться от многоженства. Далеко не всегда авторы материалов о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней подкрепляют приводимые сведения об истории и функционировании данной религиозной организации ссылками на вероучительные книги мормонов или иные авторитетные и достоверные источники. Поэтому порой весьма трудно установить происхождение материалов, на основании которых тот или автор излагает наполненную драматическими и трагическими событиями историю возникновения и становления Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Среди огромной массы публикаций нам встретились лишь две, написанные на основе непосредственного опыта общения с последователями веры мормонов, и по многим позициям оценки их авторов заметно расходятся. Одна из них принадлежит Дж. Г. Бидлю -- журналисту, жившему и работавшему неподалеку от Соленого озера. Написанная им книга предельно насыщена пересказами бесед с рядовыми Святыми последних дней, обильно цитируются высказывания основателя и последующих руководителей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, дается авторская оценка различных аспектов ее вероучения, обрядов и организации внутренней жизни, отношений с внешним миром [37]. В 1872 году в Санкт-Петербурге в русском переводе публикуется обширная книга (свыше 400 стр.), написанная Дж. Г. Бидлем и озаглавленная "Жизнь мормонов в Ута или Таинства и преступления мормонизма". Книга была написана в США, и, судя по предисловию, ее автор -- не только американец, но и проживал или писал книгу в Юте, тогда еще на имевшей статуса штата. На титульном листе он обещает правдиво и подробно рассказать обо всем, имеющем отношение к мормонам, начиная от их происхождения и до настоящего времени, обращая при этом основное внимание на раскрытие содержания тайных обрядов и церемоний Святых последних дней. Работая журналистом, Дж. Г. Бидль добывал сведения о вероучении и жизненном укладе мормонов из самых разных источников, в том числе исходящих от недоброжелателей данного вероучения. Себя автор книги причисляет к язычникам; термин "язычники" довольно часто используется и применительно к верованиям жителей местностей, куда стали прибывать мормоны [38]. По мнению Дж. Г. Бидля, причины возникновения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней следует искать в особенностях духовной жизни Северной Америки. По его словам, "Америка -- рай раскола" [39]. Здесь беспрепятственно и без всяких столкновений процветают самые разные религии. Наряду с этим отмечается влияние на появление учения мормонов утвердившейся в убеждениях американцев свободы совести, которая здесь, подобно "всем хорошим принципам", подвержена злоупотреблению. Святые последних ставятся в один ряд с религиозными организациями, паразитирующими на праве свободно выражать свою веру. В связи этим автор формулирует весьма оригинальное предположение, согласно которому свободное, без притеснений существование новых религиозных групп скорее и лучше поможет обществу понять их подлинную природу "Предположим, что одна из более выдающихся сект становится господствующей церковью (если только может идти речь об установлении господствующей церкви в Америке) -- секта методистов, например; тогда эта церковь сразу потеряет многих из своих последователей: большая часть стала бы избегать ее в такой мере, какая допускается законом, не из какой-нибудь особенной вражды к этой церкви, но просто оттого, что она установлена" [40]. Характеризуя социально-нравственные нормы последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, прослеживая их поведение в самых разных жизненных обстоятельствах, Дж. Г. Бидль в то же время знакомит русских читателей своей книги с преобладающими в Соединенных Штатах Америки двумя подходами в освещении "мормонского вопроса". Придерживающиеся одного из них в пылких выражениях описывают "серьезность этого народа, их преданность вырабатывавшейся у них идее, их верность начальникам, их трудолюбие, умеренность, воздержанность и любовь к отечеству" [41]. Другие же в мрачных красках описывают их вероучение и "социальную низость". Как ни странно, поясняет Дж. Г. Бидль, при всей их противоположности оба подхода содержат долю истины. В отличие о вероучительной доктрины в суждениях российских изданий о социально-нравственных основах жизни Святых последних дней можно встретить множество отступлений от резко негативных оценок и соответствующей им терминологии. Правда, положительные описания повседневной жизни мормонов, их отношения к труду воспитанию детей обычно сопровождаются оговорками, в которых позитивные личностые качества не только никак не связываются с вероучением и этическими наставлениями мормонской церкви, но и противопоставляются им; высказывается даже сожаление по поводу того, что люди с таким трудолюбием, добротой и отзывчивостью разделяют ложное вероучение. Но и такие заключения содержатся лишь в нескольких публикациях; большинство же освещавших основы жизнеустройства последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней изначально руководствовались обличительно-разоблачительными соображениями, в соответствии с которыми выбиралась и тематика, призванная прежде всего выставить в непривлекательном виде не только вероучение, но нравственные качества мормонов. Поэтому публицистический запал щедро расходовался на критические и красочные рассказах о практике многоженства и конфликты с местным населением. Кроме того, недостаточное внимание к описанию или даже критике социальных программ и идеалов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней объясняется и отсутствием необходимых источников о данном аспекте учения и практики Церкви мормонов. Фрагментарные сведения о социальной доктрине и повседневной жизни последователей учения Иосифа Смита можно обнаружить лишь в нескольких публикациях. Больше других этой проблематике отводится места в книге Дж. Г. Бидля. Правда, его суждения о социально-политических предпочтениях последователей Святых последних дней и особенно об устройстве их быта -- это скорее журналистские зарисовки, нежели обстоятельный анализ названной тематики. И хотя автор не принадлежал к какой-либо из ветвей протестантизма, бурно распространявшегося тогда на территории Северной Америки, в своих обличениях вероучения и практики мормонов он, по существу, воспроизводил почти все бывшие уже тогда в ходу полемические приемы, применяемые против возникшего вероучения и сторонников и исходившие прежде всего из протестантских кругов. Один из таких приемов заключался в противопоставлении рядовых последователей представителям церковной иерархии любого ранга; последние с нескрываемым презрением именуются "классом плутов-фанатиков" и обвиняются в том, что могут "так искусно носить личину добродетели, как внешне, так и внутренне, что вводят в заблуждение своих последователей и посетителей" [42]. Выделяя в "обществе мормонов" четыре класса, Дж. Г. Бидль заносит в первый из них "руководителей народа всех разрядов, начиная от первых президентов, до апостолов Совета Семи, епископов, старейшин, пастырей, миссионеров и учителей" [42]. Всех их, поясняется далее, связывает с церковью личный, главным образом материальный интерес, поэтому следует с подозрительностью относиться к искренности их веры. Ко второму классу принадлежат принявшие "мормонизм по уважительным причинам, не побуждаемые к этому никаким другим определенным чувством, за исключением собственного интереса". Это-разного рода неудачники, разорившиеся купцы и промышленники, ищущие в мормонизме убежища и надеющиеся здесь поправить свои дела. Однако всем им свойственна неудовлетворенность не только своим прошлым, но и настоящим положением, и подобная неудовлетворенность принимает самые разные формы, том числе и порождает ссоры и ведет к отступление от веры. "И из этого класса возникали многие беспокойства между мормонами в прошлые времена" [43]. К третьему классу Дж. Г. Бидль причисляет тех, кто "искренне сделался мормонами, но из маловажных или неудовлетворительных причин" [44]. Они присоединились к Церкви Иисуса Христа Святых последних дней "с такой искренностью, на которую были только способны, но неясно понимая то, что было перед ними" [45] . Обычно такие люди находились в состоянии религиозного поиска и сомнений "относительно религиозных предметов". Немало среди них было и разочаровавшихся в своих прежних церквах в силу привычки подозревать "в лицемерии всех, выказывающих более усердия к нравственности". Будучи методистами, баптистами и пресвитерианцами, "многие из них называли свою церковь "неподвижной" или 'усыпительной'", забывая, что этот недостаток лежит в них самих" [35]. Такое состояние духа обращало их внимание и воображение к поискам нового откровения, установлению "прямых отношений с небом", желанию "получать каждый день новый свет извне"; ко всему этому добавлялась и поглощенность "помышлением об отличительно американской религии со святыми, апостолами, пророками и мучениками нашего собственного поколения и времени" [46] . Поскольку принадлежащие к третьему классу вступали в мормоны неосознанно, то они, по утверждению Дж. Г. Бидля, точно так же с трудом выходили из объединений мормонов. "Иногда они отступают от веры, но не составляют потери для церкви по простой причине недостатка в интеллектуальной силе" [47]. К четвертому классу относятся действительно верящие в вероучение мормонизма со всеми его плюсами и минусами. "Они никогда ни минуты не сомневаются в том, что Иосиф Смит был ниспослан Богом, и что Брайам Юнг его преемник".... "Как бы это ни было странно, в этом классе соединены все добродетели мормонского общества. Они трудолюбивы, умеренны (часто по необходимости), воздержанны... Я жил между ними по нескольку недель и не встречал ничего кроме приветливости и радушия" [48]. Следуя распространенной методологии трактовки природы сектантства, Дж. Г. Бидль не скрывает сожаления и опасения по поводу того, что в состав четвертого класса входит почти половина всего общества мормонов. Главное, о чем он сожалеет, -- это о самом факте наличия честных и трудолюбивых людей среди мормонов, а не в истинных церквах. "Но в этих самых добродетелях находится величайшая опасность" [49]. И проявляется эта опасность в постоянном злоупотреблении мормонскими начальниками разных рангов высокими нравственными качествами простых верующих. Именно эти люди должны стать объектом усилий, направленных на их спасение, "но, к несчастию, это такие, которые менее других поддаются чужому влиянию. Они не читают наших книг или газет, и ни минуты не станут слушать наших доводов" [50]. Оценки в российских и переводных публикациях отношения мормонов к светской власти в целом и конкретным ее формам в наибольшей степени подвержены влиянию как общих методологических трактовок религиозных меньшинств, так и субъективной конфессионально-политической ориентации авторов. Немаловажное значение для таких оценок имело и наличие в распоряжении пишущих о социально-политических воззрениях мормонов достоверных источников на данную тему. В то же время в некоторых публикациях суждения об отношении мормонов и их руководителей к государственно-политическим институтам основываются лишь на впечатлениях о ранних этапах формирования Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. И такие первые шаги (что относится отнюдь не только к одним мормонам), как правило, сопровождаются возвышенно-романтическим восприятием "земных реалий", которое впоследствии, по мере "взросления" возникшего религиозного объединения, существенно переосмысливается. Не менее важным представляется и другое: даже в публикациях конца ХIХ -- начала ХХ века Церковь Иисуса Христа Святых последних дней рассматривалась как эфемерное, обреченное на быстрое исчезновение "аномальное образование". Исходя из подобной установки, концептуальный анализ социально-политической доктрины мормонов представлялся ненужным, не имеющим ни теоретического, ни практического значения. Описание Дж. Г. Бидлем отношения Святых последних дней к государству иллюстрируется множеством высказываний тогдашнего руководителя мормонский общин Бригама Янга; воспроизводятся десятки мнений собеседников автора о существующих властях. Однако обширному цитированию "живого материала" предшествует формулирование трех учений мормонизма, противоположных духу американской конституции и органам власти. Прежде всего мормонам вменяется в вину антипатриотизм и антиамериканизм по причине, во-первых, отсутствия у них должного уважения к правительству и, во-вторых, доминирования в их среде "чужестранного влияния". В подтверждение второго признака антиамериканизма приводится утверждение (без ссылок на источники) о том, что по "крайней мере семь восьмых этого народа иностранцы",.. "что они прибыли прямо из Европы в Юту и положительно ничего не знают о штатах и их жителях и не могут натурализоваться, подобно своим соотечественникам, живущим на востоке..." [51]. И все же истоки антиамериканизма (антипатриотизма) мормонов, как это явствует из последующих рассуждений Дж. Г. Бидля, не исчерпываются лишь внушительной долей иностранцев среди мормонов, обосновавшихся на западе Северной Америки. Дж. Г. Бидль обнаруживает и доводит до сведения читателей своей книги более глубинные причины отсутствия у мормонов отношения к властям, характерного для других американских граждан. Они продуцируются из вероучения и обрядовой практики Святых последних дней и в обобщенном виде формулируются в приведенных ранее "трех учениях, прямо противоречащих духу конституции и наших учреждений". Суть первого из таких учений усматривается в стремлении мормонов "полностью поглотить штат церковью; первый существует только для удобства последней" (необходимое уточнение: во время опубликования книги Дж. Г. Бидля Юта еще не получила статуса штата -- прим. авт.). Второе учение (черта) антиамериканизма (антипатриотизма) мормонов конкретизирует и усиливает обличительную нагрузку предшествующего пункта, обвиняя Святых последних дней в готовности отпустить любые грехи, в том числе против церкви, даже если подобные греховные деяния ведут к пролитию крови самих мормонов. В подтверждение выдвинутого обвинения цитируется содержание наставлений нескольких мормонских проповедников о том, что "бывают грехи, которых не может искупить кровь ягненка или теленка, а только кровь человеческая" [52]. Дж. Г. Бидл трактует такого рода наставления не иначе, как "право убивать всех, которые совершают прелюбодейство или нарушают "священную клятву..."[53]. Третье антипатриотическое учение (черта) мормонов -- это многоженство, вступающее в противоречие с американскими идеями о приданом и одинаковых правах. Подытоживая рассмотрение "трех несущих конструкций" мормонского антиамериканизма, Дж. Г. Бидль призывает читателей всегда иметь в виду, что у мормонов "нет ничего такого, что мы называем американизмом. Американский дух неприсутствует ни в их рождении, ни в их воспитании, ни в религии" [54]. В отличие от вероучительной доктрины в суждениях российских изданий о социально-нравственных основах жизни Святых последних дней можно встретить множество отступлений от резко негативных оценок и соответствующей им терминологии. Правда, положительные описания повседневной жизни мормонов, их отношения к труду, воспитанию детей обычно сопровождаются оговорками, в которых позитивные личностые качества не только никак не связываются с вероучением и этическими наставлениями мормонской церкви, но и противопоставляются им; высказываются даже сожаления по поводу того, что люди с таким трудолюбием, добротой и отзывчивостью разделяют ложное вероучение. Но и такие заключения содержатся лишь в нескольких публикациях; большинство же освещавших основы жизнеустройства последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней изначально руководствовались обличительно-разоблачительными соображениями, в соответствии с которыми выбиралась и тематика, призванная прежде всего выставить в непривлекательном виде не только вероучение, но прежде всего нравственные качества мормонов. Поэтому критический запал щедро расходовался на критические и красочные рассказых о практике многоженства и конфликты с местным населением. Иные впечатления об образе жизни Святых последних дней и порядках, установленных в местах их обитания, вынес француз Л. А. Бертран. Он изложил их в книге, вышедшей в 1862 году в Париже под заглавием "Мемуары мормона". В том же году в номерах (9-10) "Отечественных записок" помещается рецензия на "Мемуары", в которой не только воспроизводится их основное содержание, но и дается оценка некоторых обрядов мормонов. Автор "Мемуаров" -- француз, обратившийся в веру Святых последних дней и занимающийся ее распространением в Европе. Из своего четырехлетнего пребывания близ Соленого озера он вынес непоколебимое убеждение в возможность через приобщения людей к вере Церкви Иисуса Христа Святых последних дней преобразить все человечество, освободив его от дурных влечений [55]. Сам факт обращения француза в мормонскую веру и превращения его в миссионера рецензент "Мемуаров" называет случаем редким и почти беспримерным для Франции, тем более, что "с подобным предубеждением соединяется имя Божие, Cв. Писание, пророчество и откровение. Обыкновенно побуждения французов преобразовать общество бывают плодом чистого умствования.. Но по ту сторону Ламанша или за Атлантическим океаном спасители рода человеческого отличаются совершенно особым характером" [56]. Свои проекты они черпают из усердного чтения Библии и ее толкования и являются скорее пророками, чем учителями. "Только во исполнение воли Божией, открытой Св. Писанием, они с уверенностью принимаются за преобразование мира"[57]. Значительную часть мемуаров занимает увлекательное повествование о жизни Святых последних дней на берегах Соленого озера. Мемуаристу кажутся наиболее привлекательными такие черты жизненного уклада мормонов, как миролюбие, послушание, трудолюбие. "Нет трутней в этом трудолюбивом улье. Едва прибывши, мормонские переселенцы находят себе пристанище у своих новых сограждан" [58]. Л. А. Бертран высказывает свое отношение и к многоженству, вызывавшему и тогда острые упреки и обвинения в адрес мормонов. Сам он, по собственному признанию, не обладал привлекательной внешностью и не имел ни малейших претензий даже на самое отделенное родство с Аполлоном Бельведерским. Тем не менее по прибытии в Юту он не почувствовал себя обделенным вниманием со стороны женского пола. "Однако если бы я принял предложения всех молодых и старых, прекрасных и дурных женщин, желавших разделять со мною мое одиночество..." [59]. Не видя в многоженстве ничего предосудительного, мемуарист предсказывает торжество не только этой тогда еще не отмененной особенности быта Святых последних дней. Великий день торжества мормонизма, если верить Бертрану, очень близок. Гражданская война, разразившаяся в Северной Америке, есть лишь начало этого торжества. Это вместе с тем и кара, ниспосланная на американский народ за его оскорбительное отношение к мормонам [60]. Вероучение, обряды, образ жизни Святых последних дней Негативные оценки вероучительных основ Церкви Иисуса Христа Святых последних дней обычно начинаются с отрицания статуса Джозефа (Иосифа Смита) -- основателя Церкви Иисуса Христа -- как посланника Бога и пророка; ставится под сомнение, а чаще всего и просто отвергается получение им откровений. Наиболее радикальные критики называют откровения Смита вымышленными, а содержание "Книги Мормона" -- увлекательным рассказом, не имеющим ни археологических, ни антропологических подтверждений. Исследуя корни догматики Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, некоторые авторы обнаруживают знакомство с уже появившимися тогда в Соединенных Штатах Америки трактовками "Книги Мормона". Так, русский религиозный философ В. С. Соловьев воспроизводит версию, согласно которой содержащееся в "Книге Мормона" повествование о нефийцах и ламаийцах, вероятнее всего является переложением сочинений, бывшего протестантского проповедника Соломона Сполдинга, в частности, его романа "Найденная рукопись". В нем "рассказывалась история двух еврейских колоний, будто бы основанных в Америке в древнейшие времена и оставивших вырожденное потомство в виде краснокожих племен. Сочинение Сполдинга не было напечатано" [61]. Наличие в "Книге Мормона" следов влияния романа Сполдинга отмечается в "Словаре общедоступных сведений по всем отраслям знаний" под редакцией С. Н. Южакова [62]. (Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Под редакцией С. Н. Южакова, т.18, 4-е изд.; c. 400.). Но, несмотря на распространение этих сведений,.. "новый пророк нашел последователей и организовал из них общину". Всеми без исключения авторами отмечается оригинальность и сложность учения Церкви Иисуса Христа Святых последних дней о божественных силах и устройстве мира. В большей части суждений о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней отмечается политеизм, вера в существование самых разных богов. По словам В. С. Соловьева, "тот бог, которому поклоняются мормоны, не есть верховное существо, а специальный бог планеты Земля. Он -- существо материальное, телесный организм, существующий в пространстве и времени и могущий быть сразу в двух местах и в два момента". Т. И. Буткевич считает, что учение Святых последних дней о божестве дает основание именовать характер их верования не столько христианским, сколько языческим. "Сам Бог, как верховное существо (андрогин), состоит из атомов. Он породил множество богов и богинь, которые размещены им по бесчисленным солнцам и планетам, для управления ими" [63]. Другие исследователи обнаруживают в учении Церкви Иисуса Христа Святых последних дней черты сходства с исламом. Они находят отражение в "чувственности", проявляющейся в многоженстве, в способе соединении церкви с общественными учреждениями, а также высокомерии, формы проявления которого не указываются. В то же время отмечаются и большие различия между последователями учений Мухаммеда и Джозефа Смита. "В мормонизме почти нет предписаний относительно распространения учения, он ограничивается, по крайней мере доныне, мирною пропагандою... Впрочем, многоженство в Юте так же существенно отличается от мухаммеданского, потому что у мормонов женщины не знают уединения и общественного унижения; они во всех отношениях государственной и общественной жизни занимают то же положение, как и в христианском мире". Отечественные записки [64]. Насыщенностью полезных и разнообразный сведений о вероучении Святых последних дней отличается публикация В. С. Соловьева. В ней называются и характеризуются основные источники вероучительной доктрины, излагается содержание главных обрядов. По утверждению русского религиозного философа, "на Соленом озере это учение развилось в обширную систему, эклектическую в частностях, но в главных пунктах оригинальную" [65]. Отмечая эти свойства догматической конструкции Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, В. С. Соловьев в то же время сопровождает такой вывод уточнением, согласно которому "наряду со своими общими священными книгами мормоны принимают и общую еврейско-христианскую Библию, уверяя только, что в некоторых местах тексты ее искажены" [66]. Отмечается необычное и сложное для усвоения представление о природе божественных сил и мироустройстве. Эти сюжеты излагаются в информационном стиле. Лишь при оценке Символа веры Святых последних дней указывается на расхождение учения Православия и мормонов о Троице. "Хотя в кратких символах веры мормоны употребляют христианскую формулу Троицы, но в вероучительных книгах разъясняется, что действительно существует в боге земли два божественных лица- Отец и Сын, а третье есть лишь безразличная энергия, исходящая от обоих, поскольку они согласуются между собой" [67]. Как и многие писавшие о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, В. С. Соловьев не оставляет без внимания обряд совершения крещения за умерших. При этом изложение его содержания включает и воспроизведение текстов, которыми Святые последних дней обосновывают совершение такого обряда. Они верят в то, что близкие и дорогие им лица умерли "язычниками", то есть вне секты; после собственного крещения они крестятся еще во имя таких лиц (за каждого в отдельности) и тем доставляют им возможность участия во всех благах, обещанных верным" [68]. Характерной чертой вероучительной доктрины Святых последних дней "Настольная книга священно-церковно-служителей" считает эклектику. Учение мормонов называется "странной смесью нескольких вероучений. Так, они заимствуют у буддистов идею переселения душ, у язычников -- веру в волшебство и колдовство, веру в злых и добрых духов, у христиан -- веру в чудеся и изгнание дьяволов, у евреев -- теократическое управление, у баптистов -- крещение по достижении зрелого возраста, у пресвитерианцев -- обычай голосования всех церковных вопросов и, наконец, у мусульман -- воспрещение горячих напитков и многоженство" [69]. Одно из авторитетных российских либерально-демократических изданий -- ежемесячный журнал "Вестник Европы" в 1884 году публикует пространную статью В. Верещагина "Мормоны и мормонизм", присланную автором из Сан-Франциско. Находясь в Соединенных Штатах Америки, автору удалось собрать не только обширный и разнообразный материал о разных сторонах учения и образа жизни Святых последних дней. При этом он не защищает и не обличает последователей "американской религии". Его публикацию выгодно отличает постоянное стремление подкреплять оценки и выводы статистическими и иными данными, позволяющими по ним, а не только по преобладающим критическим статьям и заметкам судить о веровании, мало знакомом русским читателям. К тому же большинство этих данных не встречается у других авторов [70]. Методология оценки природы религиозной организации, используемая терминология и тотальность изложения материала позволяют говорить о светско-либеральной позиции автора. Об этом свидетельствуют отсутствие обвинений в отступлении от православия, а также причисление Святых последних дней к сектантам. В самом начале публикации указывается на неточность часто встречающегося наименования "церковь мормонов" и приводится название "Церковь Иисуса Христа Святых последних дней", то есть "как они зовут себя сами, веруя в то, что мы переживаем последние дни нашего земного существования, и в отличие от святых церкви первых дней, она обязана своим основанием и существованием Иосифу Смиту, убитому толпой в июне 1844 года, а своим настоящим положением и процветанием как энергии ее последователей, та и особенно личности последнего ее президента Брайама Юнга..." [71]. В. Верещагин называет основные источники вероучения "Церкви Иисуса Христа Святых последних дней: "Книгу Мормона", "Учение и Заветы" (автор переводит его как "Учения и Повеления"; достаточно подробно, приводя обширные цитаты, передает содержание откровений Джозефа Смита, образующие "несущие конструкции" вероучительного комплекса и ритуалистики Святых последних дней. "Книга Мормона", -- поясняет автор статьи, - не заменяет у них Библии, так как и Евангелие, и Библия в таком же почете в их общине, как и в других христианских церквах; она лишь служит дополнением ее [72]. Знакомство с полным текстом Символа веры Церкви Иисуса Христа Святых последних дней дает В. Верещагину основание сделать вывод о том, что "мормонизм является в этих общих основаниях сходным с другими христианскими религиями" [73]. В то же время отмечается отличие в понимании и отправлении некоторых обрядов мормонами от догматики и обрядовой практики иных верований. Наиболее подробно рассматривается трактовка Святыми последних дней таинства крещения. Ее центральный мотив образует тезис о том, что поскольку до восстановления Джозефом Смитом истинной церкви "в среде людей не было никого, могущего преподавать таинства и исполнять повеления Евангелия, то все крещения, сделанные за это время, недействительны" [74]. Поэтому люди, получившие при жизни крещение недействительное, могут получить истинное крещение; но в этом случае они должны быть заменены живущими на земле их родственниками или друзьями. "Такое крещение может получить лишь мужчина за мужчину и женщина за женщину, причем оно должно быть произведено в особом, для этого предназначенном месте и правильно засвидетельствовано и записано" [62]. Столь же подробно излагаются обстоятельства появления "Книги Мормона", породившие немало споров и противоречивых слухов. Говорится о "сильном недоверии и критике", с которыми было встречена эта книга. "Иные осуждали ее за слишком большое сходство с Библией, другие, напротив, за слишком большую разницу, третьи считали ее просто выдумкой" [76]. Читатель узнает о содержащейся в "Книге Мормона" истории о двух народах (ламанийцах и нефийцах), в древности населявших Американский континент. Стараясь избежать обвинений в предвзятости и односторонности, автор статьи "Мормоны и мормонизм", приводит доводы как критиков этой версии, так и ее сторонников из числа последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Например, в обоснование достоверности переселения евреев в Америку и происхождения от них части индейцев приводятся ссылки на сохранившиеся среди индейцев предания о небожителях, в далеком прошлом часто посещавших их предков. Индейцы верят в то, их предки "имели когда-то святую книгу, которую передавали из поколения в поколение, а затем закопали ее в земле; что в то время, когда они имели эту книгу, они процветали и были счастливы, и что некоторые из их предков обладали даром пророчества" [77]. Впервые русский читатель узнает об организации миссионерской деятельности Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, благодаря которой об учении мормонов узнали в десятках стран мира и многие тысячи людей были обращены в эту веру. Говорится о том, что миссионеры не только не получают за свою работу никакого вознаграждения, "но даже должны сами нести путевые издержки, то есть должны по дороге зарабатывать свой хлеб и расходы на путешествие. Они отправляются во все части света и их путешествия длятся иногда два-три года, причем, несмотря на все трудные обязанности, не было почти примера отказа от миссионерства" [78]. Статья В. Верещагина содержит подробную информацию о Святых последних дней, проживающих на территории Соединенных Штатов. По сведением за 1880 год, "около трети всех мормонов -- иностранцы, т.е. не рождены в Соединенных Штатах. Все население территории, по переписи того же года, состояло из 143 963 человек, из которых около 122 тысяч мормонов, 14 тысяч "язычников" [79]. Приведенная статистика дополняется сведениями о состоянии образования в поселениях последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В них говорится о существовании 360 государственных и 40 частных школ, нескольких высших учебных заведений, а также об университете, "с общей программой, доступном как для мормонов, так и для 'язычников'" [80]. Суждения В. Верещагина о нравственном облике мормонов контрастируют с набором уничижительных характеристик, Святых последних дней, данных им во многих публикациях. На основе статических данных делается вывод о "блестящем состоянии народной нравственности" в местах проживания мормонов. "Справки о судимости за несколько лет красноречиво гласят, что из всего населения, в котором 85 процентов мормонов, лишь одна восьмая часть преступников -- мормоны, и из них еще многие подвергались судебному преследованию за полигамию" [81]. Перспективы В опубликованных материалах по-разному объясняются причины роста численности последователей учения Джозефа Смита и будущее основанной им религиозной организации. Автор публикации в "Отечественных записках" считает ошибочным связывать быстрое пополнение рядов Святых последних дней за короткое время с многоженством. "Это видно из того, что учение мормонов уже достигло своего настоящего развития, когда многоженство содержалось в тайне и тщательно скрывалось от тех, которые желали принять это учение" (82). И далее перечисляются конфессии, последователи которых приняли веру мормонов. Большая часть их -- бывшие протестанты, преимущественно англосаксонские. Как утверждается в статье, присутствие среди приверженцев "английских протестантов" объясняется неудовлетворенностью своей церковью. Других привлекает в вероучении Святых последних дней "продолжающееся откровение, составляющее основу учения мормонов...". А вот в протестантской Германии новое учение не могло так быстро распространиться, потому что оно здесь встречает препятствия со стороны правительства [83]. Фактором, благоприятствующим быстрому росту Церкви Иисуса Святых последних дней, рядом авторов называются гонения, "которым подвергались мормоны в Соединенных Штатах. Мормоны едва ли достигли бы такого успеха, если бы пользовались полною конституционною свободой вероисповедания. Как ни торжественно объявляется эта свобода, народ, однако ж, часто нарушает ее, и правительство не в силах отвратить это" [70] (там же). При этом обращается внимание не только на противозаконность таких гонений, но и на их неэффективность, "поскольку гонение скорее возбуждает сострадание к жертвам, чем одобрение действий гонителей" [84]. И уже в 1853 году численность последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней достигла 150 000. "В Европе большее число мормонов находится в Великобритании; кроме того, мормоны существуют в Норвегии и Швеции, в Германии, Швейцарии и в небольшом числе во Франции. Книга мормонов переведена на языки валлийcкий, датский, немецкий, французский, итальянский и испанский" [85]. В заключении статьи сообщается о распространении учения Святых последних дней и далеко за пределы Европейского континента. Миссионеры мормонов проповедуют свою веру в Калькутте и Мадрасе, в Китае, в Африке, с большим успехом в Австралии. Но все же "главным пунктом мормонизма остается Юта; здесь число их увеличивается с каждым годом, потому что сюда переселяются все новообращенные, которым средства позволяют предпринять путешествие в Юту [86]. Хотя в некоторых публикациях и отмечался рост численности последователей недавно возникшей религиозной организации, однако этот успех называли временным, и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней предсказывался неминуемый распад. Правда, авторы таких прогнозов расходились в объяснении причин исчезновения описываемого религиозного образования. Одни связывали неотвратимый и быстрый конец церкви мормонов с внутренними пороками ее вероучения. Другие авторы, объясняя успехи Святых последних дней изоляцией их общин от интенсивного влияния мира, связывали распад этих общин с расширением контактов верующих с людьми с другими взглядами и верованиями. Вот что говорилось о будущем Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в весьма авторитетном издании -- "Большой энциклопедии. Словаре общедоступных сведений по всем отраслям знаний" (под редакцией C. Н. Южакова): "Проведение Тихоокеанской железной дороги сделало Юту более доступной влиянию мира, служащим поводом к подрыву самых необходимых условий его (мормонства) существования" [87]. Несколько иную перспективу Церкви Иисуса Христа Святых последних дней рисует В. С. Соловьев, видевший главную причину усиления и распространения мормонов "в неправильном отношении к секте со стороны народа и правительства Соединенных Штатов. Вместо точного исследования и энергичного преследования действительных преступлений, совершенных вождями мормонов, сначала вся секта подвергалась огульным и произвольным насилиям, от которых пострадало множество невинных людей, а затем, после долгого невмешательства, были изданы законы, несогласные с федеральной Конституцией" [87]. Как поясняется далее, такие законы противоречат не только американским, но и европейским понятиям о свободе, "так как ни в Англии, ни во Франции, ни в России правительство никогда не решалось запретить многоженство своим мусульманским и языческим подданным" [88]. В.С. Соловьев, не испытывающий симпатий к вероучению Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, в то же время пишет о том, как мормоны, вынужденные в 1838 году поселиться в штате Иллинойс, превратили "ничтожное местечко Коммерс в цветущий город, названный ныне Нову". Упорство в труде, умение преодолевать жизненные невзгоды, отмечает В. C. Соловьев, стало залогом успеха мормонов во время правления Бригама Янга. "Мормоны, одушевленные верою в свое призвание, крепко сплоченные и дисциплинированные, оказались усердными и умелыми работниками, скоро превратившими пустыню в область высшей культуры" [89]. Похожее описание трудового энтузиазма Святых последних дней дает и автор статьи "История, быт и нравы мормонов", опубликованной в журнале "Отечественные записки": "При прибытии в Иллинойс колония мормонов прежде всего приступила к осушке болот. Эта работа продолжалась четыре года и стоила жизни значительному числу переселенцев. Но трудолюбие мормонов восторжествовало над природою: пустыня превратилась в хорошо обработанную страну" [89]. Однако в обобщающих суждениях о природе Церкви Иисуса Христа Святых последних дней позитивные отзывы о трудолюбии и взаимовыручке мормонов нередко отходят на второй план, рассматриваются как нечто несущественное и второстепенное. Вслед за приведенным описанием "трудового подъема" Святых последних дней при освоении мест поселения тот же В. С. Соловьев дает жестко негативную суммарную оценку как религиозной организации в целом, так и быта, и нравственных качеств ее последователей: "Несмотря на материальное благосостояние и внешнюю культурность, быт секты, основанный на безграничном деспотизме и полигамии, не отличается существенно от быта варварских наций" [90]. Свои оценки русский религиозный философ строит на единогласных свидетельствах людей, "близко изучавших мормонов" на Соленом озере, правда, не уточняя источники такого рода свидетельств. В издании "Настольная книга для священно-церковно-служителей", вышедшем вскоре после смерти В.С. Соловьева, почти буквально воспроизводится приведенное нами суждение русского философа о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. "Материальная и внешняя культурность" признается, однако, поскольку она основывается на деспотизме и включает в себя многоженство, то "быт секты не отличается от быта варварских наций" [91]. Булгаков считает "материальную и внешнюю культурность" членов общин Святых последних дней несущественными, основанными на деспотизме и многоженстве, а потому "быт секты не отличается от быта варварских наций. В настоящее время секта мормонов находится в периоде падения" [91]. Весьма безрадостный для Святых последних дней прогноз, данный выдающимся русским религиозным философом, спустя несколько лет был существенно скорректирован в Новом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. В статье, опубликованной М.М. Ковалевским, известным русским историком и социологом, сообщается о значительных изменениях в положении мормонов, вызванных включением Юты в число штатов и возрастанием эмиграции из восточных регионов Соединенных Штатов. Теперь Cвятые последних дней "не являются больше единственными хозяевами в Солт-Лейк-Сити. На одной и той же улице, только на разных ее сторонах, живут "святые", т. е. Мормоны, и "язычники", т.е. христиане разных толков. Между теми и другими установилось не то чтобы дружеское общение, а встречи в обществе, участие в общих выборах, одним словом, чисто внешние отношения". Далее в статье говорится об исчезновении главного яблока раздора -- многоженства, чаще всего вызывавшего неприязненное отношение к мормонам. 24 сентября 1890 г. У. Вудрафф, 4-й Президент мормонcкой церкви, обнародовал содержание полученного им ранее видения, в котором говорилось о переходе от полигамии единобрачию. Попутно М. М. Ковалевский воспроизводит наиболее распространенную аргументацию, приводимую в обоснование прежней приверженности Святых последних дней многоженству. При этом аргументация не только целиком заимствуется из мормонских источников, но и не сопровождается обычными в таких случаях язвительными комментариями и насмешками. Приводятся, например, ссылки на необходимость "быстро увеличить население, чтобы отстоять свою независимость и вызвать к жизни пустыню, а для этого не было другого средства, как привлечь в нашу среду возможно больше женщин обещанием, что мы примем их не как наложниц или служащих, а как законных жен, призванных размножать нашу породу. Допустив многоженство, мы тем самым упразднили проституцию, сняли позор с тех, которые по недостатку приданого не могут найти мужа". Считая протестантских проповедников основными виновниками распространения среди американцев негативных представлений о мормонах, М. М. Ковалевский не только не разделяет подобных представлений, но и развенчивает их посредством довольно подробного описания проявлений таких нравственных черт мормонов, как упорство и трудолюбие. По его словам, "они сумели обратить пустыню в цветущую территорию, а затем и в штат. Проведя воду из гор, они вызвали к жизни роскошные нивы, луга и сады. ... Город Соленого озера поражает не одним только своим внешним видом, прекрасными отелями и ресторанами, красивыми дачами и цветниками, но и почти совершенным отсутствием бедных". Основываясь на изучении фактического состояния дел в поселениях Святых последний дней, В. Верещагин на страницах либерального журнала "Вестник Европы" приходит к выводу о том, что печальные времена для Святых последних дней осталось позади. После долголетней тяжелой борьбы со всевозможными препятствиями колонии мормонов становятся все более многочисленными. И, "по-видимому, мормонизму, за исключением полигамии, которая является лишь временным экцессом, суждено когда-нибудь быть господствующей религией на всем американском далеком западе" [92]. Литература 1. Дворкин А. Пророки и боги мормонов. М; 1999, Казаков О. Плач о мормонах СПб.,1994. 2.Булгаков С. В. Православие. Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы. Ереси. Секты, противные христианству и православному учению. Западные христианские вероисповедания. М., 1994. C. 362. 3. Краснов Н. Н. Секта мормонов // Библиотека для чтения, № 9, СПб., 1859. С. 1-42. О Религиозном сектантстве в нашем образованном обществе. Второе чтение преосвященного архиепископа Харьковского в собрании Санкт-Петербургского Братства пресвятой Богородицы 9-го апреля 1891 года // Зосимова пустынь по имя Смоленской Божией Матери, изд. 2-е. М., 1901. 4. Мормонство // Труды Киевской духовной академии, № 2. Киев., 1856. C. 290-294. 5. Булгаков С. В. Православие: праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные и христианские вероисповедания. Соборы Восточной и Западной Церквей". М., 1994. 6. Там же, с. 19. 7. Там же, с. 363. 8. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков, с изложением их происхождения, распространения и вероучения и с опровержением последних. Петроград, 1915. С. 558. 9. Там же, с. 559. 10. С.М.И. Беседы о так называемой "мормонской вере". Самара., 1904. 11. Там же, с. УII. 12. Там же. 13. Варсонофий. Проблема сектоведения как наука. Казань., 1914. 14. Буткевич Т. И. Обзор русских сект, с. 8-9. 15. Там же, с. 4. 16. Там же. 17. Там же, с. 8. 18. "Диагноз", поставленный в начале ХХ века православным сектоведом сектантству как одной из форм психологической патологии, воспроизводится и детализируется в наши дни критиками и обличителями религиозных культов. Так, в книге Уолтера Мартина "Царство культов", выдержавшей более десяти изданий и переведенной на многие языки мира, включая русский, целая глава посвящена анализу психологической структуры культов, к которым относится и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. Автор не сомневается в существовании в культовых системах верований общих особенностей; первая и самая главная из них характеризуется ограниченностью. Культовые системы не заинтересованы в разумной, познавательной оценке фактов. Такая система верований находится в изоляции, она никогда не склонна к логической последовательности. "Во-вторых, культовые системы верований характеризуются изначальной неприязнью на человеческом уровне, поскольку культист, не принимая христианское слово, распространяет неприятие и на человека, который излагает его". Мартин Уолтер, Царство культов. Спб. 1992, c.27. Механическое продуцирование из вероучительных и обрядовых особенностей религиозных объединений, именуемых культами, аморальных и криминальных намерений и деяний является существенной чертой значительной части антикультистской литературы. 19. Буткевич Т.И. Обзор русских сект... C. 8-9 20. Там же, с. 8. 21. Там же, с. 9. 22. Там же, с. 4-5. 23. Там же, с. 5. 24. Там же, с. 6. 25. Там же. 26. Там же, с. 7. 27. Пругавин А. С. Программа для собирания сведений о русском расколе, или сектантстве М.1881; Пругавин А.С. Религиозные отщепенцы [Очерки современного сектанства]. Вып.. 2. CПб., 1904; Пругавин А. С. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М., 1905. 28. Варсонофий. Проблема сектоведения как наука. Казань., 1914. 29. Энциклопедический словарь под редакцией Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 38. СПб., С.866. 30. Буткевич Т. И. Обзор русских сект... С.558. 31. Булгаков С. В. Настольная книга... C. 363. 32. Там же. 33. Буткевич Т. И. Обзор русских сект С. 559. 34. Там же. 35. С.М.М. Беседы о так называемой "мормонской вере". С. УI. 36. Там же. 37. Бидль Дж .Г. Жизнь мормонов в Ута. CПб., 1872. 38. Там же, с. 3. 39. Там же, с. 4. 40. Там же. 41. Там же, с. 213. 42. Там же, с. 214-215. 43. Там же, с. 216. 44. Там же, с. 217. 45. Там же. 46. Там же, с. 219. 47. Там же. 48. Там же. 49. Там же. 50. Там же. 51. Там же, с. 221. 52. Там же, с. 223. 53. Там же. 54. Там же. 55. Мемуары мормона // Отечественные записки. Т. СХLIУ, CПб., 1862. C. 266-270. 56. Там же, с. 266. 57. Там же. 58. Там же, с. 267. 59. Там же. 60. Там же, с. 269. 61. Энциклопедический словарь под редакцией Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 38. СПб. С.866-868. 62. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Под редакцией C.Н. Южакова. Т. 13. 4-е изд., CПб. C. 400. 63. Буткевич Т.И. Обзор русских сект... С. 558. 64. История, быт и нравы мормонов // Отечественные записки. Т. CХУ, 1857. С. 3. 65. Энциклопедический словарь под редакцией Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 38. С.866-867. 66. Там же. 67. Там же. 68. Булгаков С. В. Настольная книга... C. 351-352. 69. Верещагин В. Мормоны и мормонизм // Вестник Европы. Т. УI, №№ 11-12. СПб. 1884. С. 632-662. 70. Там же, с. 632. 71. Там же, с. 640. 72. Там же, с. 642. 73. Там же. 74. Там же, с. 643. 75. Там же, с. 638. 76. Там же, с. 638-639. 77. Там же, с. 660. 78. Там же. 79. Там же. 80. Там же, с. 662. 82. История, быт и нравы мормонов // Отечественные записки. Т. CХУ, 1857. С. 2. 83. Там же. 84. Там же C. 2-3. 85. Там же, с. 118 86. Там же. 87. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Под редакцией C.Н. Южакова. Т. 13. 4-е изд., CПб. C. 400. 88. Энциклопедический словарь под редакцией Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 38. СПб. С.868. 89. История, быт и нравы мормонов // Отечественные записки. Т. CХУ, 1857. С. 112. 90. Энциклопедический словарь под редакцией Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 38. СПб. С. 868. 91. Булгаков С. В. Настольная книга... C. 362. 92. Новый энциклопедический словарь. Издание акционерного общества "Издательское дело, бывшее Брокгауз-Ефрон. Т. 27. СПб., 1916. C. 213. Кантеров Игорь Яковлевич -- доктор философских наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова.
Сайт управляется системой uCoz